Мнения и интервью

Реквием по проекту 5-100

В 2020 году к своему концу подошел проект 5-100. А вы знаете, для чего он был разработан? Пять российских ВУЗов должны были попасть в сотню лучших университетов мира. Но всё ли сбылось?

К сожалению, полностью осуществить цель проекта не удалось. Тем не менее инициатива передового опыта принесла ряд положительных изменений в обучающий процесс в 21 выбранном университете и повлекла преобразования в нескольких ведущих учреждениях.

На сегодня система высшего образования объединяет 877 вузов, в которых обучается более 4 000 000 студентов. Можно сказать, что создание исследовательских университетов мирового уровня было национальной задачей. Выделяемые средства, составляющие в среднем около 9% годовых бюджетов университетов, были значительными, если не избыточными, и были выделены на основе конкретных планов академического развития, что нарушило традицию нечеткого и нереалистичного планирования университетов. За выполнением программы внимательно следили, на основании чего наиболее успешные университеты получали дополнительное финансирование, а другие — меньше.

Регулярные семинары руководителям университетов и другому ключевому академическому персоналу помогли улучшить свое управление, усилить интернационализацию и генерировать новые идеи. Эти форумы для обсуждения общих проблем создали атмосферу дружеского соревнования.

Недавние исследования подтверждают, что усилия и инвестиции окупаются. Лучшие университеты, возможно, не выполнили преувеличенную цель войти в топ 100 лучших в мире, но выросшие показатели помогли подняться в рейтинге, открывая возможность пополнить ряды ведущих исследовательских институтов мира. Более того, результаты показывают, что все больше и больше разработок проводится не только в Вузах программы 5-100, но и в других учебных заведениях, которые стремятся повысить свой престиж и развить исследовательский профиль, стремясь догнать коллег.

Тем не менее прогресс был не таким как ожидалось — линейный рост продемонстрировали примерно треть ВУЗов из проекта 5-100, при этом некоторые пытались представить искусственно завышенные результаты, вместо того чтобы проводить реальные мероприятия. Часть университетов успешно взаимодействовали с РАН, но накопившиеся проблемы оставшиеся после советского прошлого дали о себе знать.

К сожалению, большая часть разросшейся университетской системы России остается довольно низкого качества, особенно это прослеживается за пределами Москвы и Санкт-Петербурга

Все вышеперечисленное не означает, что стремления к улучшению качества обучения не являются жизненно важным приоритетом. Если Россия хочет внести значительный вклад в научные исследования и образование людей для развития экономики, следует держаться выбранного курса. Программа 5-100 стала хорошим началом в этом направлении. При тщательном осмыслении и наличии соответствующих ресурсов его следующая итерация поможет России предпринять дальнейшие шаги по достижению ее амбициозных целей.

В соответствии с указом президента Российской Федерации на смену 5-100 была разработана программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

На сегодня система высшего образования объединяет 877 вузов, в которых обучается более 4 000 000 студентов. Можно сказать, что создание исследовательских университетов мирового уровня было национальной задачей. Выделяемые средства, составляющие в среднем около 9% годовых бюджетов университетов, были значительными, если не избыточными, и были выделены на основе конкретных планов академического развития, что нарушило традицию нечеткого и нереалистичного планирования университетов. За выполнением программы внимательно следили, на основании чего наиболее успешные университеты получали дополнительное финансирование, а другие — меньше.

Регулярные семинары руководителям университетов и другому ключевому академическому персоналу помогли улучшить свое управление, усилить интернационализацию и генерировать новые идеи. Эти форумы для обсуждения общих проблем создали атмосферу дружеского соревнования.

Недавние исследования подтверждают, что усилия и инвестиции окупаются. Лучшие университеты, возможно, не выполнили преувеличенную цель войти в топ 100 лучших в мире, но выросшие показатели помогли подняться в рейтинге, открывая возможность пополнить ряды ведущих исследовательских институтов мира. Более того, результаты показывают, что все больше и больше разработок проводится не только в Вузах программы 5-100, но и в других учебных заведениях, которые стремятся повысить свой престиж и развить исследовательский профиль, стремясь догнать коллег.

Тем не менее прогресс был не таким как ожидалось — линейный рост продемонстрировали примерно треть ВУЗов из проекта 5-100, при этом некоторые пытались представить искусственно завышенные результаты, вместо того чтобы проводить реальные мероприятия. Часть университетов успешно взаимодействовали с РАН, но накопившиеся проблемы оставшиеся после советского прошлого дали о себе знать.

К сожалению, большая часть разросшейся университетской системы России остается довольно низкого качества, особенно это прослеживается за пределами Москвы и Санкт-Петербурга

Все вышеперечисленное не означает, что стремления к улучшению качества обучения не являются жизненно важным приоритетом. Если Россия хочет внести значительный вклад в научные исследования и образование людей для развития экономики, следует держаться выбранного курса. Программа 5-100 стала хорошим началом в этом направлении. При тщательном осмыслении и наличии соответствующих ресурсов его следующая итерация поможет России предпринять дальнейшие шаги по достижению ее амбициозных целей.

В соответствии с указом президента Российской Федерации на смену 5-100 была разработана программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Write A Comment